Бетон, применяемый для изготовления лестничной конструкции, обладает повышенной прочностью. Он способен сохранять структуру и целостность под воздействием усилий сжатия.
Однако бетонный массив, для усиления которого не используется стальная арматура, постепенно растрескивается под воздействием следующих факторов:
- усилий растяжения;
- изгибающих нагрузок;
- крутящих моментов.
И хотя главную нагрузку в процессе эксплуатации воспринимают ступени, наиболее подвержены влиянию растягивающих нагрузок нижняя плоскость лестничного пролета и опорная площадка лестницы. Именно поэтому для бетонной лестницы армирование необходимо. Усиление конструкции осуществляется из отдельных элементов арматуры, образующих после сборки силовой каркас лестницы.
Армирование лестничного марша-является главным этапом строительства лестницы
Арматурное усиление позволяет:
- предотвратить образование трещин;
- гарантировать безопасную эксплуатацию;
- обеспечить долговечность конструкции;
- сохранить целостность лестницы при перевозке и монтаже.
Кроме того, с помощью пространственного армирования, выполняемого в опалубке, предоставляется возможность создавать лестничные конструкции нестандартной конфигурации.
Монтаж опалубки
Для усиления будущего лестничного марша необходимо возвести опалубку. Это серьезный этап формирования бетонной лестницы, выполняя который соблюдайте рекомендации:
- начертите после окончания проектных работ на поверхности стены расположение ступеней, чтобы избежать ошибок;
- располагайте первую ступеньку так, чтобы она превышала фактический уровень пола на толщину стяжки вместе с материалом будущего покрытия;
- используйте для изготовления опалубки фанеру, а для несущих – нагрузку направляющих применяйте брус сечением 5х15 сантиметров;
- установите подпорки, применяя металлические опорные стойки или брусья;
- обеспечьте герметичность деревянного каркаса, заполняя щели монтажной пеной.
Опалубку специалисты считают самым сложным этапом возведения монолитных лестниц
Общие рекомендации по установке опалубки для лестницы, подлежащей армированию и заливке, распространяются на различные лестничные конструкции. Ознакомиться с ними подробнее:
- Прямой одномаршевый вариант, отличающийся простотой и увеличенной до 5,5 метров длиной. Сборка каркаса осуществляется на подпертой снизу упорами фанерной основе. С боковых сторон устанавливаются борта, а по длине с равным шагом вертикальные планки ступеней прямой или радиусной формы. Связанная сеткой арматура располагается на основании ложемента.
- Прямая двухмаршевая схема с прямоугольной переходной площадкой распространена в многоэтажных зданиях и частных постройках. Ее отличают простота, удобство, безопасность. В качестве основы опалубки используются зашитые досками или фанерой щиты, которые опираются на предварительно установленную, горизонтальную площадку. После установки телескопических опор монтируются борта, к которым вертикально крепятся планки ступеней размером 5х15 см.
- Прямая двухмаршевая схема с радиусным изгибом похожа на предыдущую конструкцию, но отличается отсутствием прямоугольной площадки. Установка опалубки осуществляется аналогично предшествующей схеме сборки. Отличие – прикрепленная тонкая изогнутая фанера толщиной до 10 миллиметров и использование цельных прутков арматуры без стыков в зоне поворота.
- Лестничная конструкция с радиусными ступеньками предусматривает выполнение шаблона из фанеры, в соответствии с которым деформируется тонкая 6 мм фанера, применяемая для ступеней. Крепление элементов опалубки осуществляется шурупами. Для такой лестницы армирование соответствует по стандартному варианту.
- Винтовой вариант отличается сложной конструкцией опалубки, которая достаточно часто изготавливается сварной из стальных листов, формирующих цельный винтовой контур. Устанавливая силовые прутки в каркас, не допускайте их прерывания по длине.
Первое, что нужно рассмотреть при определении рабочих нагрузок – это схема и чертеж лестницы
Рекомендации по проектированию и разработке документации
В зависимости от особенностей проекта каждая лестничная конструкция отличается размерами, углом наклона, количеством ступенек и формой. Разрабатывая чертеж, обеспечьте соблюдение следующих характеристик:
- угол наклона не должен превышать 35 градусов;
- оптимальная высота ступени – 150-180 мм;
- ширина лестничного прохода – не меньше 1 метра;
- размер опорной части ступени – 280-300 мм.
Осуществляя проектирование, выполняйте все расчёты и эскизы на бумаге, учитывайте чистовые размеры помещения, в том числе высоту полов с учетом финишной отделки.
Для того чтобы понять принцип армирования бетонной лестницы, необходимо рассмотреть силы, влияющие на ступени простой одномаршевой конструкции
Разрабатывая различные лестницы из бетона, помните, что выполнение работ по их возведению включает следующие стадии:
- Монтаж опалубки.
- Армирование лестничного марша.
- Бетонирование.
Рассмотрим детально эти три главных этапа.
Советы и рекомендации
От каркаса зависит прочность и долговечность бетонной лестницы.
Советы помогут начинающим строителям выполнить работу качественно:
- Если нет желания делать каркас из стержней, можно купить готовую арматурную сетку с ячейками 100×100 мм, толщина металла — 5 мм. Ускорит вязание проволокой крючок. Специалисты вставляют его в шуруповерт и делают вязку.
- Кроме прутьев, каркас ничем усиливать не нужно. Различные уголки, швеллеры в конструкции — это бесполезная трата дорогого металла.
- На лестничной площадке пруты связывают отожженной проволокой диаметром 6 мм. Стыки не должны находиться напротив — их располагают в шахматном порядке.
- Длина стержней должна быть такой, чтобы концы прятались в бетоне и не ржавели. С каждой стороны их покрывают слоем раствора не менее 1,5 см.
Многих смущает сложная конструкция лестницы. Если посмотреть взглядом профессионального строителя, то это обыкновенная железобетонная плита. У нее просто ломаная форма, которую придают ступени.
Армирование двухмаршевой лестницы.
Схема армирования
Усиление двухмаршевой лестницы осуществляется согласно предварительно разработанной схеме и предусматривает:
- армирование верхней и нижней части конструкции;
- размещение арматурных стержней в лестничной площадке;
- двойное усиление лестничного марша.
Воздействию растягивающих нагрузок подвержены верхняя и нижняя плоскость, которые следует дополнительно армировать.
Отделка
Лестничный пролет из железобетона популярен не только за счет своей долговечности и приемлемой стоимости. Помимо этого, можно изменять оформление изделий из стройматериала. С такими конструкциями удачно сочетаются поручни и перила в разных стилях. Существует несколько типов отделки изделий:
- Классический. Для оформления монолитных ступеней используется древесина. Отделка деревом производит небольшую нагрузку на лестницу и гармонично сочетается с выкованными поручнями.
- Лестничный пролет будет выглядеть эффектно, если в ступеньки встроить специальную подсветку.
- Деревянные ступеньки удачно дополнят косоуры.
- Лестничный пролет также можно облицевать плиткой.
Бетонирование лестничной площадки
Между этажами в основном используются монолитные железобетонные конструкции. Из-за простоты технологии, с помощью которой можно такую конструкцию создать, за дело зачастую берутся любители и справляются с задачей.
Лестничные конструкции обладают следующими преимуществами:
- Возможность произвести покраску.
- Отсутствие скрипов, которые могут появляться при использовании деревянной лестницы.
- Способность выдержать самую высокую нагрузку.
Есть у таких конструкций и недостатки:
- Большая массивность.
- Значительные расходы материалов при возведении.
Армирование лестничной площадки возможно только при выполнении в стене штробы. Наилучший вариант – трехсторонний.
Операция выполняется при помощи кусачек, шуруповерта, листа для замеса, глубинного вибратора, уровня, обвеса. Кроме этого, понадобится арматура с различным диаметром: 8 и 14 мм. Диаметр стальной проволоки должен составлять 4 мм.
Подготовленная арматура укладывается в фундамент. Расстояние между соседними элементами должно составлять 15 см. Шаг продольных стержней – 20 см. Армирование ступеней выполняется при помощи сетки, имеющей диаметр 4 мм. Ликвидирование опалубки выполняется через 3 недели, после того как конструкция наберет необходимую прочность.
После этого выполняется связка каркаса при помощи хомутов или сварки. Бетон заливается без остановки, чтобы масса не успевала засохнуть, образовывая пустоты. Металлический уголок позволит усилить конструкцию кромок ступеней.
Несмотря на популярность деревянных и металлических лестниц, многие застройщики отдают предпочтение монолитной лестнице, для изготовления которой используются прутки из арматуры и бетон. Конструкция из железобетона подходит для формирования переходов между этажами, а также для сооружения входа в дом. Один из главных этапов строительства лестницы – армирование лестничного марша. Для усиления используется решетка из арматурных прутьев, соединенных сваркой или проволокой. Важно предварительно разработать чертеж, выполнить расчет и подбор арматуры.
Сборка опалубки
После всех расчетов приходит время создавать будущие очертания лестницы. То есть строить опалубку, в которую в дальнейшем будет заливаться бетон.
Сборка опалубки – самый сложный этап в строительстве лестницы. Он требует скрупулезной, аккуратной работы с точной выверкой всех заранее рассчитанных размеров конструкции. Любая оплошность на этом этапе может привести к неудаче всего строительного проекта (будет нарушена форма конструкции, ее размеры, поверхность получиться неудобной для последующей отделки).
Для строительства опалубки понадобятся:
- водостойкая фанера (толщина 12-18 мм) или обрезная доска (толщина не менее 30 мм) – для нижней части опалубки (дна), отбортовки и подступенков;
- водостойкая фанера (толщина 6,5-9 мм) – для криволинейных участков (при необходимости);
- доски (толщина 50 мм, ширина 150-170 мм) или опорные бруски 100х100 мм – для подпорок;
- бруски 100х100 мм – для соединения листов фанеры или досок между собой;
- металлические уголки, саморезы по дереву (3,5 мм) – для крепления.
Деревянные элементы опалубки, соприкасающиеся с бетоном, должны быть абсолютно гладкими. Тогда бетонная поверхность после застывания получится гладкой, практически не нуждающейся в отделке. Поэтому стороны досок, которые планируется разместить с внутренней стороны опалубки, нужно предварительно отшлифовать. Если используется гладкая фанера, то никаких предварительных выравнивающих действий производить не нужно.
Сборка опалубки выполняется следующим образом:
1. Выставляют нижнюю часть опалубки, на которой будет удерживаться вся масса бетона. Для этого можно использовать габаритные листы фанеры или доски. Их плотно скрепляют друг с другом с помощью брусков, закрепленных с наружной стороны опалубки (можно использовать уже готовые деревянные щиты). Снизу нижнюю часть опалубки подпирают досками или опорными брусками. Шаг подпорок должен совпадать с шагом ступеней.
Крепление элементов опалубки обычно выполняют при помощи саморезов, а не гвоздей. Дело в том, что после застывания бетона опалубку придется снимать, что легко сделать, выкрутив саморезы. Вынимать гвозди сложнее, поэтому для опалубки их стараются не использовать.
2. Боковые края лестницы ограничивают отбортовкой – фанерой или обрезной доской. Отбортовку также усиливают досками (брусками) с внешней стороны, так как сама по себе она не сможет выдержать давление бетона. Доски надежно закрепляют на отбортовке, особенно если они были выставлены под углом. На этом этапе обычно выполняют армирование конструкции (см. этап #4).
3. Устанавливают доски (фанеру) подступенков, закрепляя их к отбортовке (или к стене) с помощью металлических уголков.
4. Все стыки элементов опалубки (фанеры, досок) замазывают цементно-песчаным раствором или выравнивают угловой шлифовальной машиной, рубанком. Подобное выравнивание стенок опалубки позволит по окончании работ получить гладкую, ровную поверхность бетонной лестницы. Это облегчит дальнейшую работу отделочникам, то есть штукатурить и выполнять шлифовальные работы на уже готовой бетонной конструкции можно будет по минимуму.
Какими конструктивными требованиями нужно руководствоваться
Если мы заглянем в “Руководство по конструированию железобетонных конструкций” в поиске раздела “Лестницы”, нас будет ждать разочарование. В остальной литературе – тоже. Есть лишь небольшой графический материал в книге Тихонова (раздел 7). Текстовых рекомендаций по армированию монолитных лестниц я не встречала вообще, а вы?
Но отсутствие адресных рекомендаций не означает, что мы не можем воспользоваться любимым руководством и сделать все правильно. Давайте же в этой статье разберем, какие именно пункты руководства по конструированию нужно соблюдать, разрабатывая чертеж монолитной железобетонной лестницы.
Для начала давайте проведем анализ обыкновенной монолитной лестницы. Она, хоть и цельная, но состоит из площадок и маршей. Площадки – это не что иное, как небольшие железобетонные плиты, поэтому за указаниями по их армированию мы отправимся в раздел ПЛИТЫ. А что же с маршем? Плита – не плита… Как сказать? Давайте рассмотрим, какая часть марша является действительно работающей железобетонной конструкцией.
Я предлагаю вам взглянуть на рисунок выше. Рабочая часть лестничного марша выделена синим. Ступени же (красные) просто являются дополнительной нагрузкой на марш. Правда, после такого разделения, марш представляется более простым для конструирования? Это обыкновенная железобетонная плита ломаной формы с нашлепками в виде ступеней. Именно так к ней и нужно относиться, подбирая подходящие конструктивные требования.
Узлы сопряжения марша и площадок – однозначно жесткие. А значит арматура должна быть либо непрерывной, либо заведена за место опирания (условно это место излома конструкции) на величину анкеровки (а иногда и на две величины, об этом позже). Армируем мы лестницу сетками – сварными либо вязаными. Где устанавливать арматуру, покажет расчет (об этом будет отдельная статья).
В случае с балочной лестницей ситуация немногим изменится. Просто к армированию монолитных “плит” (то есть площадок и маршей) добавится армирование балок.
Рассмотрим конструктивные требования к армированию плитных частей лестниц – маршей и площадок.
Защитный слой бетона
На что влияет защитный слой бетона? Во-первых, это защита арматуры от коррозии и обеспечение надежного сцепления ее с бетоном. Во-вторых, это пожаростойкость конструкции. Но чем больше защитный слой, тем меньше рабочая высота сечения бетона (а значит и меньше несущая способность). А при слишком большой толщине защитного слоя бетон вообще будет растрескиваться. Поэтому нам всегда нужно соблюдать баланс и находить оптимальный защитный слой.
При определении защитного слоя бетона для арматуры лестниц, воспользуемся таблицей 30 руководства.
Напомню, что в Украине нет требований по расчету защитного слоя по противопожарным нормам (у нас нужно проводить испытания огнем каждой монолитной конструкции). Так вот, по опыту испытания без вопросов проходят плиты с защитным слоем 20 мм.
Также не стоит забывать, что стержни нужно делать такого размера, чтобы они спокойно размещались в опалубке – защитный слой должен быть и в торцах стержней, особенно при наличии отгибов.
Если площадка у нас шириной 2500 мм, длина стержней в ней должна быть 2500 – 2∙15 = 2470 мм.
Расстояние между стержнями арматуры в лестницах
Это важный пункт. Шаг стержней зависит от толщины плиты. При слишком тонких плитах шаг арматуры устанавливается гуще, при более толстых – реже. Это обусловлено рациональной работой арматуры в плите. При оптимальном шаге получается наиболее эффективный и экономичный вариант армирования.
Армирование лестницы в месте излома конструкции
Этот интересный момент освещен в руководстве только для ригелей, но кто мешает нам применить его при армировании лестницы? Как раз угол у лестниц обычно меньше 160 градусов. На рисунке 95 мы можем подсмотреть, как стыковать нижнюю арматуру площадки с нижней арматурой марша.
Половина стержней должна быть заведена за ось изгиба конструкции на величину нахлестки, вторая половина – на две величины нахлестки. Если мы конструируем косоур (в виде балки), то обязательно нужно установить еще и хомуты в месте нахлестки, для плитной конструкции хомуты не устанавливаем.
Как видите, если отнестись к лестнице, как к конструкции, состоящей из марша и площадок, которые просто нужно грамотно состыковать между собой, получается не такая уж и сложная задача.
Очень часто нужно быстро прикинуть конструкции дома, чтобы взвесить, насколько удачно выбрана расчетная схема, и во сколько все это выльется. Расчетная программа Мономах отлично подходит для таких вот простых и быстрых расчетов. Мономах позволяет рассчитывать жилые здания – железобетонные и кирпичные. Он прост и нагляден. Его не сложно освоить и удобно использовать.
Армирование монолитных железобетонных лестниц — какими конструктивными требованиями нужно руководствоваться
Какими нормативными документами можно воспользоваться, армируя лестницу?
Источник: svoydom.net.ua
Особенности расчёта армирования
В процессе расчёта армирования следует учитывать множество параметров, попробуем понять главные из них.
Задачи армирования
Лестница из бетона без армирования постепенно разрушится под действием изгибающих и растягивающих нагрузок, крутящих моментов.
Наибольшим растягивающим нагрузкам подвергаются нижняя часть и опорная площадка лестничной конструкции. Её усиление осуществляется устройством внутреннего силового каркаса из арматурной стали.
Цели армирования:
- предотвращение возникновения трещин;
- продление срока эксплуатации конструкции;
- обеспечение безопасности перемещения по лестнице.
Схему армирования можно составить самостоятельно, — с максимальным учётом базисных нормативов и стандартов. Вряд ли такой проект получится качественней, чем выполненный профессионалами, но поможет сэкономить значительные средства на разработку проекта.
Угол подъёма
От угла подъёма (или наклона) лестницы зависит расход материалов на её возведение. В качестве небольшой разминки перед составлением проекта, попробуйте вспомнить школьную геометрию и вычислить длину простого лестничного марша в разных вариантах наклона. Предположим, что в первом случае лестница установлена под углом 250°, во втором – под 45°, высота от пола до перекрытия в обоих вариантах одинакова. Результат решения этой простенькой задачи покажется некоторым застройщикам неожиданным: для конструкции пролёта под углом 25° понадобится в 2,3 раза больше строительных материалов (в том числе и арматуры).
Разумеется, подобный пример нельзя считать определяющим для выбора угла подъёма лестницы, но поиск оптимального решения может значительно снизить расходы. На практике принято ориентироваться на угол подъёма в 30°.
Место расположения
Лестницы могут размещаться как внутри дома, так и снаружи. Место установки не приводит к существенным изменениям схемы армирования. Но следует учитывать, что установленный снаружи лестничный марш должен опираться на фундамент с соответствующим армированием. Ещё один важный момент: стена здания и расположенная вдоль неё лестница должны соединяться арматурными стержнями. Для лестничных площадок это обязательно, для маршей – желательно.
Связка стены и лестницы производится с помощью арматуры, запущенной на максимально возможную глубину в стены и соединённой с армокаркасом лестницы. Диаметр и характеристики соединительных элементов идентичны параметрам рабочих стержней лестницы.
Фиксация лестницы со стеной увеличивает общую жёсткость и прочность совместной конструкции.
Размеры ступеней
При устройстве обычных монолитных лестничных пролётов их армирование выполняется по аналогии с плитами таких же размеров. Это значит, что в сами ступени, независимо от их количества и параметров, арматура не закладывается.
Для домашних мастеров свойственно стремление к перестраховке. Например, застройщик затрудняется с уверенностью заявить, что бетон, замешанный вручную, точно соответствует высокой марке прочности. Поэтому, «на всякий случай», выполняет армирование ступеней металлической сеткой. Задача такого решения – избежать сколов наружных рёбер при передвижении по лестнице.
С профессиональной точки зрения – это лишние расходы. Логика специалистов проста и понятна: защитный слой бетона над арматурой должен быть примерно 3 см. Но это как раз те сантиметры, что откалываются при интенсивном передвижении по лестнице. Арматура располагается ниже, а значит, не выполняет никаких функций против сколов.
Важно! Прочность и долговечность самих ступеней достигается правильным выбором марки бетона, высоким качеством его уплотнения.
Ступени могут армироваться для лестниц винтовых либо иных нестандартных видов и типов. В этом случае необходимо профессиональное проектирование железобетонных лестничных конструкций.
Наличие лестничных площадок
Монолитные площадки лестниц армируются из стержней тех же марок и диаметров, которые используются в маршах, являются их продолжением.
Устраиваются в два уровня, фиксируются между собой.
Верхний ряд арматуры продолжается в следующем марше при его наличии.
Площадки испытывают большие (в сравнении с маршами) нагрузки. Если лестница состоит из двух и более маршей, площадки закрепляются в стене специальным узлом – железобетонным венцом сечением 20х20 см. Он заглубляется в несущую стену из бетона или кирпича и армируется продолжением верхней и нижней арматуры площадки.
Параметры лестницы и установка опалубки
Монолитной лестница называется потому, что ее необходимо изготавливать из бетона высокой прочности, а в нижней части обязательно армирование монолитной лестницы сетками (потому что именно снизу будут находиться ступени).
Если лестница будет иметь слишком большую ширину или высоту, то лучше всего положить сетки в 2 слоя, а между ними оставить немного пространства — не более 2 см высотой. Горизонтальные арматурные стержни забиваются в стену концами.
Схема деревянной опалубки для заливки бетона под лестницу.
Нижняя часть опалубки должна быть сделана из толстой фанеры, покрытой ламинатом и устойчивой к влаге. Снизу опалубка должна быть подкреплена досками не менее 5 см в толщину. Подпорки устанавливаются с шагом, пропорциональным шагу ступеней. Обязательно проложите пространство между подпорками и фанерой досками, это усилит всю конструкцию.
Край лестницы сбоку тоже следует ограничить с помощью фанеры, так вы не позволите бетону разлиться и покинуть строго ограниченное вашим планом место. Дополнительно отбортовку можно усилить, уложив доски с внешней стороны продольным образом. Дело в том, что фанера — не слишком надежный материал, и если бетон будет давить на нее изнутри, то вряд ли она выдержит его и не деформируется. Но фанера необходима, чтобы в итоге получить идеально ровную поверхность снизу и по бокам лестницы.
Сверху на фанеру для опалубки кладется арматурная сетка. Ее нужно укрепить так, чтобы она была немного приподнята: на 2 см над фанерой. С помощью этого разрыва вы защитите арматуру при помощи защитного бетонного слоя. Тогда арматура не окислится и не будет повреждена.
Чтобы создать подступенки (вертикальные части ступеней), следует поставить доски в 5 см длиной. Их нужно укрепить металлическими уголками к стене с одной стороны. С другой — прямо к опалубочной фанере. Нижняя лестничная ступень должна быть закреплена, вы можете сделать это при помощи горизонтального досочного упора.
Выбор профиля и установка каркаса
Армирование лестницы предусматривает использование скелета из стержней А-400 или А-500, сечение может быть равно пределу от 1 до 4 см. В последнее время наиболее часто применяется евроарматура. Она отличается наличием поперечных ребер с двух сторон, при многократных нагрузках она способна повысить выносливость арматуры.
Профиль с рёбрами отличается незначительной величиной сцепления с раствором, поэтому лучше предпочесть четырехсторонние европрутки, прочность которых составляет 500 МПа. При деформациях стержни обладают высокой адгезией с бетонной смесью.
Главные правила по усилению
Собираясь выполнять армирование монолитной лестницы, соблюдайте основные требования по выполнению работ:
- произведите необходимые прочностные расчеты;
- определите схему армирования марша;
- изучите требования рабочей документации;
- используйте арматурные стержни диаметром 8-10 мм;
- применяйте вязальную проволоку для сборки каркаса;
- установите под сетку фиксирующие подставки;
- обеспечьте защитный слой 2-2,5 см после укладки каркаса;
- выдерживайте размер сетчатой ячейки 10х10 см;
- предусмотрите выпуски по 30-40 мм для фиксации марша;
- соблюдайте расстояние между поперечной арматурой 350-400 мм.
Выполнение указанных рекомендаций обеспечит надежность монолитной лестницы.
Основные принципы и создания схемы
Пролет — самоподдерживающаяся конструкция, если поворот марша превышает 180 градусов, следует устанавливать дополнительную опору. Компенсировать нагрузки можно колоннами и креплениями к стенам. Применяют прутья СТ-5, их укладывают с размером шага 12, 16,18 и 20 при сечении стержня 1, 1,2-1,4, 1,6 и 1,8 соответственно.
Каркас собирают с шагом 22-30 см, шаг при армировании равен 20 см. Арматура, зафиксированная к закладным узлам, выполняет функцию опоры и предотвращает образование трещин. В чертеже должно быть учтено жесткое крепление лестницы к перекрытию, для этой цели закладные прутья выпускают на 7-8 см.
Стержни укладывают на фиксаторы без просвета, так, что они образуют сетку. При увеличении длины лестницы устанавливают еще один ряд стержней, их размещают продольно, выше основной части на 5 см.
Ступени армировать нет необходимости, но для предотвращения появления сколов стоит под слой бетонного материала уложить сетку 0,4х5 см.
Армирование монолитной бетонной лестницы Источник лестницы-для-дома.рф
Чертежи позволяют произвести все необходимые расчеты, а затем приступить к последовательному выполнению строительных работ.
Этапы строительства лестницы
В процессе строительства бетонной лестницы важно соблюсти технологию проведения каждого этапа. Сначала выполняют расчеты. Затем поэтапно:
- монтируют опалубку;
- вяжут и фиксируют армирующий каркас лестничного марша;
- устанавливается опалубка ступеньки;
- армируют ступени;
- проводят контроль качества и устанавливают дополнительные крепежные элементы опалубки;
- бетонируют конструкцию;
- ухаживают за бетоном;
- демонтируют опалубку;
- выполняют облицовку.
Первый этап строительства лестницы начинается с подготовки, на этом этапе необходимо:
- определиться с видом лестницы, размером ступеней и шириной марша;
- произвести расчеты;
- вычислить необходимое количество материалов;
- составить схему укладки арматуры.
Для строительства лестницы потребуются материалы для изготовления опалубки, арматурные стержни расчетного диаметра, сетка для армирования ступеней, также хомуты, вязальная проволока. Из инструмента: крючок для вязки арматуры, болгарка, пила, шуруповерт.
Сборка опалубки
Опалубку для лестницы изготавливают при помощи досок или фанеры, также потребуются деревянные бруски и крепеж.
Последовательность действий такая:
- На основе заранее изготовленного чертежа нарезают элементы опалубки.
- Собирают каркас, а затем фиксируют стенки опалубки. Важно не оставлять ни единой щели.
- Снаружи крепят опоры из бруса – они не позволят конструкции деформироваться под действие нагрузки от жидкого бетона.
- Перед следующими этапами опалубку проверяют на прочность и герметичность – конструкция должна получиться устойчивой.
Не лишним будет воспользоваться следующими рекомендациями:
- проекцию будущей конструкции (марш со ступенями) желательно начертить на стене в масштабе 1:1 – это позволит во время обнаружить ошибку в расчетах или исключить ее наличие;
- высота первой ступени определяется с учетом толщины стяжки пола и чистового покрытия;
- в качестве направляющих рекомендуется использовать брус 50 х 150 мм, а для стен опалубки фанерные щиты.
Если щиты изготовлены из досок, то щели можно заполнить любым герметизирующим материалом (пена, силикон).
Опалубка для разных типов лестниц: особенности сборки
Конфигурация опалубки зависит от типа выбранной лестницы. В каждом случае есть некоторые особенности.
Тип лестницы | Особенности монтажа опалубки |
Прямая с одним маршем | Это самая простая в исполнении конструкция, длина которой может доходить до 5 метров. Каркас собирают поверх основы из фанеры, которая в свою очередь опирается на упоры. С обеих сторон монтируют бортики, а поперек них располагают планки ступенек в соответствии с расчетным шагом. Основание конструкции армируют. |
Прямая с двумя маршами и промежуточной площадкой прямоугольной формы | Наиболее распространенная схема – простая, удобная и безопасная в эксплуатации. Сначала устанавливаются телескопические стойки и укладываются элементы опалубки под лестничную площадку, выравнивают и застилают фанерой. После к площадке “подгоняют” опалубку 2 маршей, все сшивается гвоздями. В конце закрепляют планки ступеней (вертикально относительно бортов). |
Забежная конструкция | Ее отличие от предыдущей версии заключается в том, что поворотная площадка заменяется поворотно-забежным элементом со ступенями. Монтаж опалубке происходит по схеме , описанной выше, за исключением того, что вместе забежного элемента борта монтируются с помощью изогнутой фанеры (1 см толщиной). Арматура в месте поворота используется цельная, чтобы не было стыков. |
Пример установки профессиональной опалубки
На начальном этапе делают разметку низа лестницы на стене, это также будет верх опалубки, так удобнее производить дальнейшее строительство.
Установку опалубки начинают с расстановки треног, к ним крепят телескопические стойки. Тренога не даёт стойке падать и фиксируют её в вертикальном положении. С помощью телескопической стойки выравнивают опалубку по высоте.
Обратите внимание! Стойки следует устанавливать как можно равней, так как они будут нести всю нагрузку от арматуры и бетона в процессе бетонирования. Недочеты и халатное отношение, может обернуться падением всей конструкции.
Далее на стойки одевают короны, в них фиксируются ригеля опалубки. Под наклонные ригеля, вырезаются клинья, их вставляют между короной и ригелям для увеличения плоскости опоры. Клин дополнительно фиксируется гвоздем либо саморезом по дереву.
Сперва выравнивают лестничные площадки и сразу же монтируют фанеру под нужный размер. Затем выравнивают все ригеля лестничных маршей и зашиваю все фанерой, фиксируя её гвоздями. На последнем этапе устанавливается бортовая опалубка и размечаются ступеньки.
Совет от плотника! Все щели мы запениваем монтажной пеной, после высыхания аккуратно её обрезаем.
Собранная опалубка под монолитную лестницу.
Узел опирания лестничной площадки на кирпичную кладку.
Для того чтобы приступить к армированию, следует почистить опалубку от мусора и поставить дополнительные стойки. Их количество зависит от размера лестницы, но лишними они ни когда не бывают.
Монтаж каркаса
Армирование монолитной лестничной площадки и ступеней производится на основании проектной документации. В ней есть точные указания, как должна быть закреплена арматура, какой способ обвязки применять. Также указана длина, сечение, количество и тип арматурных стержней.
Обратите внимание! Обвязка арматуры с помощью вязальной проволоки намного надежнее, чем сварка. При таком способе исключено возникновение внутреннего напряжения, из-за которого часто сварной шов не выдерживает нагрузку и разрушается.
В процессе изготовления и укладки армокаркаса внутри опалубки необходимо учесть несколько моментов:
- Каркас должен соответствовать условиям проекта.
- Стержни должны быть надежно зафиксированы.
- Армирующая конструкция должна быть прочной и неподвижной.
- Соблюден защитный слой бетона для арматуры.
Каждый тип лестниц требует отдельного подхода к армированию. Это связано с особенностями распределения нагрузки внутри конструкции. Например, самая простая одномаршевая лестница должна укрепляться в нижней части – именно сюда приходится основная нагрузка.
Взаимосвязанные показатели: параметры марша, шаг укладки стержней, толщина марша, диаметр стержней. Если длина марша меньше 2 метров, то стержни укладывают с шагом 20 см. Чем длиннее марш, тем меньше интервал между прутками и больше их диаметр.
Армирование монолитной лестницы из бетона выполняют с учетом следующих рекомендаций:
- перед началом работ выполняют точные расчеты, учитывая предстоящие нагрузки;
- разрабатывают схему расположения арматуры внутри марша;
- изучают проектную документацию;
- диаметр стержней не должен быть меньше 0,8 – 1 см;
- сборку каркаса проводят с помощью вязальной проволоки;
- после того как каркас уложен необходимо обеспечить защитный слой толщиной не менее 20 – 25 мм;
- размер ячейки армирующей сетки для ступеней 50 х 50 мм;
- расстояние между поперечно уложенной арматурой 20 см.
Пример выполнения по чертежам
Покажем на примере, выполнение армирования бетонной лестницы состоящую из 3 маршей. Для армирования используем в роли основной арматуру А500С диаметром 12 мм, в качестве конструктивной пруты класса А240 диаметром 8 мм. Пруты соединяются с помощью вязальной проволоки, диаметром 1.2 мм.
Обратите внимание! При сооружении армирующего каркаса выполняют 100 % вязку арматуры, то есть соединяют проволокой каждое пересечение стержней.
Ниже представлены узлы и разрезы чертежей армирования на бумаге и выполненные в реальности.
Узел армирования соединения верха марша и лестничной площадки.
Узел соединения арматуры низа марша и площадки лестницы.
Детали Сгл1 и Сгл2 выполняются из рифленой арматуры диаметром 12 мм, элементы ПХ-1 и Ф-2 из гладкой арматуры класса А1 (А240).
Собранная армирующая лестничная балка соединенная методом вязки, шаг хомутов 15 см.
Процесс установки балок и выполнения вязки сетки для усиления площадки. Размер ячейки 200 на 200 мм.
Связанный узел соединения верха лестничного марша и площадки.
Пример выполнения армирования соединения низа марша и площадки.
Нижний слой армирования марша. Продольная арматура с шагом 15 см, поперечная с шагом 20 см.
Установка пластиковых фиксаторов для обеспечения защитного слоя бетона для арматуры, в данном случае он равен 25 мм.
Монтаж пространственного поддерживающего элемента, на стройке их называют “лягушками”. Шаг установки 600 на 600 мм.
Монтаж верхнего слоя армирования лестницы.
Обратите внимание! Вся верхняя арматура вяжется напротив нижней, это обеспечивает правильную работу каркаса в бетоне.
Узел армирования начала лестницы и ступеней.
Установка опалубки, и армирование ступеней сеткой из арматуры диаметром 4 мм, размер ячейки 50 на 50 мм.
Чертеж установки закладных деталей под лестничное ограждение.
На последнем этапе следует провести проверку, везде ли соблюден защитный слой для арматуры, есть ли мусор в опалубке. Исправляем недочеты и переходим к бетонированию.